Законы светодизайнаРесторатор Степан Михалков - о галогенных светильниках, рассеивателях, точечной подсветке, диммерах и других инструментах светодизайнера "И": Как вам пришло в голову потратить столько денег на подсветку дома и сада ? С.М.: Начать с того, что основная часть дома была построена восемь лет назад. После этого моя семья разрослась: у нас с женой появилось еще двое детей, для их воспитания были востребованы бабушки - моя мама и мама моей жены. Дом переполнился, и мы пристроили к нему еще одну часть. Тут и встал вопрос об освещении. Да и мой бизнес, скорее всего, сыграл свою роль.
"И": При чем же здесь ваш бизнес? С.М.: Хотя я занимаюсь не только ресторанами, но они для меня - главное. И бизнес этот - плоть от плоти моей собственной жизни. Я люблю, когда ко мне приходят гости, и они собираются здесь каждые выходные. Я же сразу думаю о том, как сделать, чтобы гостям было уютно. То же самое и в ресторанах: хочу, чтобы посетители - а они тоже мои гости - чувствовали себя максимально уютно за любым столиком. И я знаю, какую огромную роль в этом играет освещение. Кроме того, я ведь закончил в свое время художественную школу, поэтому такие вещи, как свет, цвет и композиция интересовали меня всегда. "И": В одном из номеров мы писали про ваш "Вертинский". Освещение этого ресторана интересно, кроме прочего, разнообразием светотехнических решений. Здесь же, для своего дома и сада, вы заказали только галогенные светильники. Почему? И вообще, откуда у вас столь явно выраженные пристрастия в такой специфической области, как светотехника? С.М.: Был в моей жизни период, когда я самостоятельно занимался освещением интерьеров. Тогда и решил для себя - основной свет должен исходить от галогенных ламп. Пусть люстры и торшеры дают легкий световой фон. Но ими нельзя освещать все помещение. В этом случае помещение становится абсолютно плоским, начисто лишается глубины. Я понял это, работая в кино, в компании Art Pictures, которую мы создали вместе с Федей Бондарчуком лет 12-13 назад. Многие операторы, работающие сейчас в киноиндустрии, когда-то вместе с нами начинали со съемки рекламных роликов и были последователями новой школы, которую открыл для них Паша Лебешев. Он был кумиром и научил всех нас использовать свет по-новому. До этого была классическая школа, в которой строго соблюдались все каноны, а эксперименты не приветствовались. Но киноиндустрия все-таки продолжала развиваться, и в один прекрасный день все изменилось. Появилось много-много новых способов осветить лицо актера или создать интерьер: фильтры, лобовой свет, контровой свет, рассеянный, смешанный, нижний свет и так далее. В некотором смысле все это применимо и к ландшафту. Например, мы сделали весь наш галогенный свет нижним, и возник необычный эффект. А все потому, что окрашенная в белый цвет вагонка под выносами крыши оказалась неплохим отражателем. Она отражает свет, направленный на фасад, и перенаправляет его на ландшафт. На фоне этого отраженного, рассеянного света кусты, подсвеченные галогенными лампами, выглядят очень контрастно. "И": Так кому же, в конце концов, принадлежит концепция освещения: вам или это ваше совместное решение? С.М.: Скажем так: я объяснил, что мне нравится, а все остальное сделал Юрий. "И": Вы опирались на какие-то аналогии? С.М.: Да нет, обошлось без аналогий. Мне хватает собственных представлений об осветительных приборах. Рассеянный свет, точечная подсветка, световой кабель - все это мне известно. Так что исходили из собственного опыта. Единственное, о чем я специально попросил, - вставить в привезенные из Турции бумажные фонарики лампочки вместо свечей, чтобы они не излучали много света, были самодостаточными. Ребята вставили туда лампочки от холодильника, подведя низкое напряжение через акустический кабель, и получились такие вот "китайские" фонарики. "И": Здесь многое сделано в китайском духе. Это дань fusion? С.М.: Здесь много всего намешано, это - эклектика. Когда начали пристраивать к дому новую часть, мне захотелось добавить немного "азиатчины". И архитектор сделал на крыше коньки а-ля пагода, чтоб зрительно выделить пространство двора. Китайский детский городок в саду проектировал тот же архитектор, который выстроил дом. Я не люблю стандартные детские сооружения из красно-зелено-синего пластика, поэтому решил, что должен сделать деревянный городок, но чтобы он не был похож ни на финский, ни на русский народный. Сделали в итоге китайский. Идея была моя, архитектору она очень понравилась. Мы с ним вместе придумали замок из трех башен, там есть переходы, качели, горка, подвесной мост и так далее. Там дети проводят время. Подсветить детский городок тоже было необходимо, и мы сделали для него внешний и внутренний свет. "И": Не дань ли это семейной истории - я имею в виду пребывание в Китае вашего деда? С.М.: В общем-то, да. Как раз в то время создавался ресторан "Вертинский", я был увлечен Китаем, да и сейчас мне все это нравится. Восточные мотивы есть и в интерьере, и в саду. За домом - небольшая "японовидная" горка и сухой ручей. А перед ним газон, на котором недавно разбили клумбы. Подросли яблоня и алыча. Беседка, в которой мы сейчас сидим, будет к концу лета заменена стеклянным павильоном, в нем можно будет проводить время весной и осенью, когда погода еще не позволяет сидеть под открытым небом. "И": Знаете, какой у меня вдруг возник вопрос... Вы же сами все знаете и умеете. Вы не жалеете, что обратились к профессионалам? С.М.: Я и в самом деле много всего в доме делал сам. И освещение мог бы сделать, и денег наверняка меньше потратил бы. Но все-таки я не жалею, что поручил разработку проекта специалистам. Мне понравился творческий подход Юрия. Вот были бы еще сроки покороче... Но, в принципе, бригада сделала все очень профессионально, точно зная, какие приемы будут работать, а какие нет. В общем, мы говорили с ними на одном языке. Необходим светодизайнер . "И": Внутри вашего дома свет управляется диммерами. Почему диммеры не используются в наружном освещении? С.М.: От ламп, освещающих мой ландшафт, требуется максимальная яркость. Если поставить сюда в три-четыре раза больше приборов - тогда, наверное, можно было бы создавать световые сцены. Но мы экономили на количестве приборов и поэтому по максимуму использовали каждый. Галогенные лампы- это все-таки серьезное энергопотребление. "И": Не секрет, что все гораздо удобнее делать сразу, а не на последнем этапе. Взять хотя бы бассейн. Чем раньше, еще на этапе строительства, расположить в нем светильники, тем дешевле в конечном итоге обойдутся работы. То же и с мощением двора, и с прокладкой коммуникаций на ухоженном газоне. Почему вы не сразу взялись за освещение сада? С.М.: Я просто делал все последовательно. Вы ведь не разбиваете сначала сад и только потом клеите в доме обои, правда? Сперва - дом, интерьер, а потом уже все остальное. Собственно говоря, это естественная очередность в обустройстве загородного дома, в котором освещение ландшафта - последний этап. А что касается газона, то там нет особых проблем: его по частям вырезают, потом выкладывают обратно - и никаких следов. Корни деревьев - вот что вызывает некоторые проблемы при прокладке световых коммуникаций. "И": Теперь вы порекомендовали бы своим друзьям сделать у себя ландшафтную подсветку? С.М.: Да. Я считаю, что те, у кого есть деньги на строительство собственного дома, на следующем этапе должны потратиться на обустройство и освещение ландшафта. Но у каждого из нас свои финансовые возможности и своя решимость. Если человек строит дом и сразу знает, как это должно выглядеть в конечном итоге, - да, тогда он должен инсталлировать свет на этапе строительства. Но таких людей практически не существует. Вы всегда будете сталкиваться с теми, которые сначала сто раз подумают, тот ли участок они купили, потом - тот ли проект они утвердили, и так до бесконечности. И если вы сразу спросите их об освещении, они просто пошлют вас. "И": Что бы вы делали на месте светодизайнеров? С.М.: Во-первых, светодизайнерам и светотехникам нужно работать в связке с различными архитектурными бюро и дизайн-студиями, объясняя их специалистам законы своего жанра и предлагая новые концепции и технологии. Ведь многие просто не понимают, о чем речь идет. Человек строит дом или отделывает квартиру. Если есть деньги, нанимает архитектора, которому говорит: "Хочу интерьер, как в этом журнале, а мебель - как в этом". Архитектор проектирует интерьер, развешивает люстры. А о том, как они будут светить, он даже не догадывается, потому что он воспринимает светильники не как источники света, а как предметы определенной формы. Да архитекторы и сами признаются: "Мы не умеем работать со светом". Но до того, чтобы позвать светодизайнера, никто не додумывается. Многие вообще не подозревают, что свет - фантастическое орудие. Можно сделать прекрасный интерьер только с помощью света и наоборот: любой интерьер можно погубить неправильным освещением. "И": Вы знаете примеры таких "погубленных" интерьеров? С.М.: Конечно. Вот у нас в "Ванили" изначально дизайнер спроектировал в интерьере уличные фонари. Они давали такой свет, что казалось, будто сидишь в пыточной камере. Ладно. Заплатили дикие деньги за приборы с трансформаторами, которые накаливались, как газовые уличные фонари, и при включении давали сначала зеленый, потом синий, а затем белый свет, такой, что под ним можно было загорать. И мы все это убрали, поставили обычные лампы накаливания с диммерами и матовыми рассеивателями. А их уже заменили хрустальными люстрами в стиле 60-х годов. И это, как мне кажется, изменило интерьер "Ванили". У менеджера стоит что-то вроде программы, подсказывающей, на какую риску в какое время повернуть выключатель. "И": То есть, чтобы полностью изменить интерьер, не обязательно заказывать новый проект освещения архитектору. С.М.: О чем и речь. Светом можно делать все. Если свет сделан грамотно, ты будешь чувствовать себя потрясающе в интерьере. Если бездарно, - неуютно и глупо, несмотря на то, что на интерьер потрачены миллионы долларов. Поверьте мне как ресторатору. Если клиенту будет в ресторане плохо, он вряд ли станет задумываться о том, свет тому виной или что-то другое. Он просто больше не придет. |