Декоративно-художественное освещение мемориального комплекса «МАМАЕВ КУРГАН»Памятник-ансамбль – высшая форма монументального искусства – объемно-пространственная, архитектурно-скульптурная композиция, объединенная общим замыслом, общей идеей.
Предлагаемая художественная декоративная подсветка памятника – ансамбля выполняет объединяющую роль всех частей композиции. Существенную роль в создании надлежащих условий видимости для зрителей играет ограничение отраженной блескости, которое достигается подбором и размещением прожекторов, формирующих мало слепящие световые пучки. Конфигурация памятника-ансамбля определила систему освещения. В проекте используется точечное и линейное размещение прожекторов на световых опорах, а также светильники, врытые в землю. Существенным преимуществом такого размещения является удобство для достижения итогового результата- создание ночного образа памятников. Основную роль мемориала играют архитектурно – скульптурные памятники, рельефы, площади, в которых отображена вся история Сталинградской битвы. Это положило начало основной идее выразить главный акцент сооружения – нескончаемое горе и память павшим. Размещение прожекторов позволяет выявить, в ночное время, на первый план все памятники в своей последовательности. В проекте предложены варианты освещения с применением в прожекторах цветных фильтров. Солдаты называли курган «красным» т.к. земля была пропитана кровью. В данном случае предлагается дополнительный свет красного цвета, более подчеркивающий характер прошедшей трагедии. К скульптуре «Скорбящая Мать» и композиции «Стоять насмерть!» была предпринята попытка (фотоколлаж) применить 2 варианта цветового решения подсветки с применением белого и красного света для достижения максимального театрально-драматичного эффекта. В проекте предлагается подсветка бассейнов на площади Стоявших насмерть, Площади Героев и Площади Скорби. Вода символизирует великую русскую реку Волгу, т.к. река Волга во времена битвы играла роль черты, за которую отступать было равносильно потере Родины. Освещение выполнено прожекторами Philips, формирующими узкое, среднее и широкое светораспределение в вертикальной плоскости. Схемы размещений прожекторов указаны в светотехническом расчете: 3-мерный вид проекта; вид проекта сверху. Далее приведены графические таблицы в форме представления результатов расчета, где степени освещенности указаны в каждой контрольной точке и заполненные изолюксы цветовая форма представления результатов, где каждому цвету соответствует определенная степень освещенности . Также прилагаются характеристики светильников, которыми предлагаются осветить заданные объекты. К скульптуре «Скорбящая мать» предлагается 2 варианта подсветки, подчеркивающий основной заданный характер скульптуры: материнское горе, невосполнимая утрата самого дорогого на свете. В варианте подсветки предлагается общий заливающий мягкий свет и белый направленный свет с узким светораспределением с правой стороны скульптуры. Такое освещение придает скульптуре выразительный театральный эффект и подчеркивает пластику ее формы . Учитывая снос барельефов у выхода из Зала воинской славы и материальную текстуру фасада сооружения, в проекте предлагается только освещение выхода двумя прожекторами мягкго света. Монументальную стену Зала воинской славы, предлагается осветить мягким заливающим светом, т.к. на ее плоскости запечатлена история о контрнаступлении Советской Армии и торжестве победы над врагом в виде изобразительного рельефа. На территории Площади Героев находится шесть 2-фигурных композиций, изображающими отдельные эпизоды Сталинградской битвы, подпорная стена, стена-знамя и бассейн. Стены и скульптуры предлагается осветить мягким заливающим светом. Светильники, освещающие стену-знамя, предполагается расположить равномерно вдоль стены, врыв в землю. Прожекторы, освещающие подпорную стену, устанавливаются возле входа и вдоль стены с направлением светового пучка по косой, освещая рельеф на ее плоскости. Решение подсветки бассейна уравновешивает композицию подсветки площади между скульптурами и стеной-знаменем, т.к. площадь занимает широкое пространство и в темное время суток будет заметен существенный «провал». К тому же вода, как описано выше, приобрела во время битвы символическую роль. Вариант освещения площади мягким светом выражается желанием не перебивать основной акцент памятника-ансамбля. В перспективе возвышается главный монумент всего ансамбля - «Родина-мать». С противоположной стороны Площади Героев спускается лестница с барельефными изображениями руин с фигурными композициями. Здесь предлагается заливающее освещение мягкого желтого света, стой же целью как в варианте подсветки Площади Героев, не перебить общий зрительный эффект главного монумента-ансамбля в перспективе. Прожекторы равномерно установлены в верхней части стен-руин, освещающие противоположные стороны. На площади Стоявших насмерть предлагается вариант цветовой подсветки как и в расчете «Скорбящая мать». Решение белого подчеркивает и придает скульптуре выраженный театральный эффект в первом случае и драматичность - во втором случае. Прожекторы установлены на световых опорах на высоте 5 метров по разным сторонам от скульптуры. С левой стороны общее освещение меньшей мощности, с правой – большей с узким светораспределением, для достижения выразительности объема. Также по обеим сторонам установлены прожекторы дающие общее освещение лампами теплого цвета на основание фигуры воина. Цветовой контраст сделает фигуру воина, как бы выросшей из вздыбившейся земли. В проекте расчета декоративной художественной подсветки памятника-ансамбля предпринята попытка выразить главный принцип, положенный в основу при проектировании освещения, что свет должен быть не главным действующим фактором, а только средством для обозначения и выявления форм и освещения ансамбля в общем его объеме. Предлагаемое осветительное оборудование не искажает эстетический вид, обеспечивает удобство при перемещении (в случае необходимости), обеспечивает безопасность. |