Наружное освещение Наружное освещение зданий — важное направление работы профессиональной светотехнической компании. В работе над проектами по наружному освещению российские специалисты светотехники опираются на мировой опыт освещения. С наступлением вечера в офисных зданиях затихает деловая жизнь, служащие расходятся по домам. Темные окна выглядят безжизненно, и здание, пусть оно и незаурядной архитектуры, вряд ли способно вызвать положительные эмоции. С помощью света даже ночью можно подать объект в выигрышном виде, сияние огней преображает ночной облик мировых столиц. К сожалению, Москва на этом фоне выглядит неярко — искусство наружного освещения пока дано постичь далеко не всем, кто берется за эту непростую задачу, считают специалисты. Свет применяется в ночном оформлении столицы давно. Еще в 1980 г. специалисты Москомархитектуры разработали генеральную схему архитектурного освещения Москвы, но в ней больше внимания уделялось освещению магистралей, а не общественных зданий. Но законодательства в области освещения зданий в темное время суток нет по сей день. Зато есть нормы архитектурного освещения фасадов, которые регламентируют уровень освещенности. Также разработано руководство по проектированию архитектурного освещения, где изложены требования и методика решения светокомпозиционных задач. Главными критериями для отбора достойных быть освещенными являются градостроительная и историко-архитектурная роль любого здания.
Наружное освещение Наружное освещение зданий — важное направление работы профессиональной светотехнической компании. В работе над проектами по наружному освещению российские специалисты светотехники опираются на мировой опыт освещения. С наступлением вечера в офисных зданиях затихает деловая жизнь, служащие расходятся по домам. Темные окна выглядят безжизненно, и здание, пусть оно и незаурядной архитектуры, вряд ли способно вызвать положительные эмоции. С помощью света даже ночью можно подать объект в выигрышном виде, сияние огней преображает ночной облик мировых столиц. К сожалению, Москва на этом фоне выглядит неярко — искусство наружного освещения пока дано постичь далеко не всем, кто берется за эту непростую задачу, считают специалисты. Свет применяется в ночном оформлении столицы давно. Еще в 1980 г. специалисты Москомархитектуры разработали генеральную схему архитектурного освещения Москвы, но в ней больше внимания уделялось освещению магистралей, а не общественных зданий. Но законодательства в области освещения зданий в темное время суток нет по сей день. Зато есть нормы архитектурного освещения фасадов, которые регламентируют уровень освещенности. Также разработано руководство по проектированию архитектурного освещения, где изложены требования и методика решения светокомпозиционных задач. Главными критериями для отбора достойных быть освещенными являются градостроительная и историко-архитектурная роль любого здания. В ноябре 1995 г. по инициативе Мосгосэкспертизы и Москомархитектуры было выпущено распоряжение мэра, которое обязывает заказчиков и проектировщиков предусматривать архитектурное освещение “для всех строящихся и реконструируемых объектов в центральной части и исторических зонах города, а также для объектов, имеющих важное градостроительное значение”. На базе этого распоряжения и было выпущено вышеуказанное методическое руководство. В первую очередь должны освещаться памятники архитектуры и объекты исторической застройки города, потом — памятники архитектуры и градостроительно значимые объекты на всей территории города. В генплане Москвы также есть разделы, посвященные комплексному благоустройству и дизайну городской среды, где архитектурному освещению столицы отведена далеко не второстепенная роль. Но градостроительный документ не дает ответа, кто будет выполнять работы и за какие средства. Архитекторы считают, что современные приемы подсветки становятся в один ряд с такими инструментами архитектора, как работа с масштабом и пропорциями здания, формой и композицией объекта. За счет использования светофильтров можно каждый день полностью менять цвет объекта, ночью благодаря искусному освещению объект может выглядеть гораздо интереснее, чем днем. К примеру, если площадь фасада невелика и он не имеет характерных черт, то днем его трудно выделить, а ночью это проще сделать уже с помощью искусственного освещения. Если офисное здание многоэтажное, днем оно является доминантой само по себе, но и вечером оно не должно исчезать в темноте. Благодаря архитектурному освещению здание может играть свою роль даже с большей эффективностью. По общепринятому мнению, помимо эстетического фактора освещение обеспечивает дополнительные маркетинговые преимущества, что влияет на стоимость объекта. К тому же интересное световое решение может привлечь дополнительное внимание как к самому зданию, так и к тем офисам, которые в нем расположены. Специалисты считают, что в коммерческой недвижимости удачный светодизайн – это один из секретов успешной сдачи в аренду бизнес-центра: после грамотно выполненных работ по световому оформлению стоимость аренды может возрасти на 20-30%. Кроме того, наружное освещение может весьма заметно повысить безопасность входов в здание и парковок и тем самым увеличить рыночную привлекательность. Красивое освещение офисного здания — это одна из имиджевых составляющих для фирмы, находящейся в нем. Чем компания солиднее, тем качественнее и “богаче” принято освещать ее офис. Но стоит отметить, что яркое световое оформление с целью выделить здание в ночное время требуется далеко не всем деловым зданиям. Значение имеет место, где оно расположено, а также архитектурное решение фасада. Здесь одно дело — когда здание стоит на центральной площади, где рядом масса освещенных объектов и сама магистраль освещена довольно интенсивно, и совсем иная ситуация — когда бизнес-центр находится в слабоосвещенной зоне, где глаз адаптируется к темноте. В таком случае даже вредно превышать уровень освещенности. По словам экспертов, все объекты в черте Москвы разделены на три ранга — городского значения, районного значения и местного значения. В зависимости от того, к какому рангу относится здание, зависит степень его освещенности. С позиции светодизайнеров, главный принцип искусственного освещения — избирательность. Надо освещать достойные объекты, которых на периферии города мало. Другое немаловажное качество светодизайнера — это чувство вкуса. В центре больше “цветной” архитектуры (фасады зданий разнообразнее по цветовому решению), поэтому для освещения зданий здесь достаточно белого света, а на периферии, где господствуют серые панельные дома, нужен цветной свет. Доминантное значение общественных зданий на периферии усилится за счет использования не высокой яркости, а именно цветного света. Вполне очевидно, что и вывеска играет большую роль в привлечении внимания к офису компании, поэтому она не должна остаться без должного внимания. Кроме того необходимо подчеркнуть декоративные особенности здания, осветить необычный архитектурный дизайн. Эксперты считают, что архитектура постоянно стремится стать органичнее, ближе к природе. С традиционными материалами, такими как металл, бетон, кирпич, стекло, это сделать сложно, однако за счет использования света решить задачу гораздо проще. Природный свет живой, постоянно меняется. Искусственный — управляем, он имеет свои характеристики. В архитектурном светодизайне существует множество подходов, приемов и секретов создания светового образа, способов расставить акценты, выделить какие-либо элементы. Здесь прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы подсвеченный объект визуально не распался на множество подсвеченных точек. Для этого необходимо общее освещение, создающее фон. Затем важно прорисовать силуэт здания, обычно при этом подсвечивают венчающие элементы. Кроме того, принято выделять тектонику (конструкции здания), для классических зданий это колонны, пилястры, карнизы, а для современных — конструктивные системы. Кроме этого освещение зданий бывает статическое, когда в результате использования световых установок удается постоянно создавать требуемую картину, или динамическое, когда с помощью игры света картина меняется. Подсвечивают как плоскости фасадов, так и отдельные элементы. Первые приборы для получения динамического света были установлены в Москве на здании Северного речного вокзала. С их помощью на шпиле здания, чтобы он ассоциировался с маяком, красный свет пульсировал и набирал яркость. Специальная установка вмонтирована и на парапете здания ГАИ на Садовом кольце, между пл. Маяковского и Самотечной. Там с помощью пяти групп прожекторов с тремя цветами света — красным, желтым и зеленым — цвета мягко переходят один в другой. В определенной степени характер освещения фасада диктуют архитектурные особенности объекта. Например, в классических строениях часто освещают колонны или зону за колонами, чтобы подчеркнуть объем. Под сводом подсветка более яркая, свет направлен вниз, таким образом, до первых этажей здания доходит более мягкий разреженный свет. Световое оформление имеет большое значение и для корпоративного стиля. Если у фирмы есть свой фирменный цвет, он используется и в освещении офиса. К счастью, запретов на цвета, применяемые в городском освещении, нет. Но всегда стоит руководствоваться чувством меры, а также задумываться над тем, в каком окружении находится объект. По мнению экспертов, большое значение имеет то, на каком этапе реализуется проект освещения здания. Если здание уже существует, то здесь есть свои ограничения: можно ли расположить приборы, чтобы они днем не портили вид здания, проложить кабель так, чтобы его было удобно обслуживать. Если проектирование освещения ведется для строящегося объекта, эти проблемы решить гораздо проще, особенно если налажен контакт с авторами архитектурного проекта. Эксперты солидарны: если здание имеет стеклянный фасад, освещать его снаружи прожекторным светом неэффективно, потому что стекло или пропускает свет в помещение, или отражает его в небо. Поэтому используются другие системы освещения. В частности, наиболее целесообразной является система наружного освещения, смонтированного внутри здания на подвесном потолке, над витражами или на подоконниках. Правда, система работает только в том случае, когда здание занимает фирма, которая сама и управляет процессом. В противном случае от такого проекта заказчики отказываются. Итак, сама подсветка является частью архитектурной концепции здания, поэтому стоимость светового оформления варьируется в зависимости от сложности архитектуры. Считается, что это одна из самых незатратных статей в бюджете строительства здания. Стоимость разработки проекта архитектурного освещения здания зависит от площади фасада и, по разным оценкам, может колебаться от 200 000 руб. до 1 млн руб. Стоит учитывать, что бюджет проекта также зависит от типа подсветки, стоимости монтажа, цены используемых ламп и т. д. Соответственно, чем выше класс здания, тем более дорогие приборы и системы используются в его освещении. Дополнительно предстоят расходы на эксплуатацию оборудования. Приблизительно один раз в пять лет потребуется реконструкция установленной системы освещения, а по мере износа — замена ламп и арматуры. Цены на лампы достигают $100 за штуку, а за единицу арматуры придется заплатить около $300. Сегодня наиболее привлекательными с точки зрения эксплуатации являются светодиодные системы освещения, срок службы светодиодов настолько велик, что они не требуют замены. Также следует учитывать высоту здания. Если для замены ламп придется вызывать альпинистов, расходы увеличиваются. Кроме того стоимость эксплуатации зависит от сложности системы: одно дело — протереть стекла светофильтров и поменять лампочки, а другое — перепрограммировать компьютеры управления динамической подсветкой. На сегодняшний день эксперты в целом не удовлетворены качеством освещения деловых зданий в Москве. Но светодизайнеры считают, что зачастую не следует винить одно лишь освещение. Если архитектура здания неинтересна — панельная коробка без пластики, с плохим качеством строительства, — зачем ему делать освещение? К тому же до сих пор проектирование освещения отдельных зданий ведется без учета окружающей среды. В этом случае необходимо разработать концепцию освещения улицы целиком, чтобы было ясно, какое здание главное, а какое – второстепенное, независимо от хозяина объекта, просто по своей градостроительной исторической роли, иначе вряд ли освещение станет украшением города. |