Освещение городского пространства

Освещение городского пространства

Эта категория дорог должна быть приспособлена к широкому контингенту пользователей. Здесь часто на блюдаются как медленно движущиеся и припаркованные автомобили, так и пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. Важная задача искусственного освещения — предотвращение несчастных случаев, в первую очередь для более незащищенных участников движения.

Аналогичную важность имеет необходимость «светового предотвращения преступлений»: более высокая освещенность позволяет лучше ориентироваться в пространстве и опознавать других прохожих, сдерживая тем самым потенциальных воров и насильников.

Кроме выполнения своей основной функции светильники в зонах слабого транспортного движения являются элементом городской архитектуры. Они способствуют формированию «лица улицы» и вносят существенный вклад в улучшение городской обстановки. Даже излучаемый ими свет является эстетическим фактором: его теплая цветность создает уютную, домашнюю атмосферу.

В данном случае критерием оценки освещения служат средняя горизонтальная освещенность (равная 3 лк для местных дорог со слабым движением, 7 лк для более нагруженных улиц, примыкающих к проспектам) и ее равномерность. Такой выбор сделан из-за того, что низкая интенсивность движения и большое разнообразие в оформлении поверхности этих улиц не позволяют пользоваться для них нормируемой яркостью. Контроль качества освещения дополнительно осуществляется при помощи средней полуцилиндрической освещенности, отражающей значения вертикальной освещенности на улице. При этом пешеходам легче разглядеть приближающихся людей, вовремя принять решение о надвигающейся угрозе и таким образом обезопасить себя от преступных посягательств.

Освещение улиц рассматриваемой категории должно охватывать не только зону проезжей части. Оно призвано обеспечивать достаточным, равномерно распределенным светом также и прилегающие территории, такие как велосипедные и пе шеходные дорожки, фасады близ расположенных зданий. Одновременно важно не допускать возникновения светового загрязнения, а именно чрезмерной освещенности окон домов. Для избежания ослепленности яркость уличных светильников в определенном диапазоне уг­лов от их оси должна быть конструктивно ограничена.

Велосипедные дорожки

В настоящее время в европейских городах наблюдается настоящий бум создания велосипедных дорожек. В уже сложившейся застройке их иногда выделяют в качестве части пешеходной зоны. Правильное освещение помогает лучше различать всех находящихся на дорожке, тем самым предотвращая возможные столкновения. Оно также выявляет потенциальные опасности на пути быстро едущих велосипедистов, обычно представленные водосточными решетками и ухабами.

В зонах городской застройки задача освещения дорожек вдоль обочин дороги возлагается на установку уличного освещения. В обособленных от автомобильного движения местах, таких как сады, парки и пригороды, необходимо устройство специального освещения. Нормы предписывают горизонтальную освещенность от 1,5 до 3 лк вдоль оси дорожки. Как и в предыдущих случаях, должна выдерживаться высокая равномерность освещенности, так как островки темноты существенно снижают зрительную способность велосипедистов. Этому требованию максимально удовлетворяют уличные светильники с особенно широкими кривыми силы света. Они обеспечивают приемлемую равномерность освещения одновременно с достаточно большим расстоянием между опорами, что способствует экономичности системы в целом.

Пешеходные переходы

Даже маленькие дети знают, что самое безопасное место для пересечения улицы — пешеходный переход, оборудованный светофором. А для сохранения безопасности и ночью он должен быть оборудован специальным освещением. Свет, отличающийся по цветности от общего уличного освещения, обладает дополнительным сигнальным действием.

Водители наиболее эффективно различают пешеходов, когда те предстают в качестве светлых объектов на темном фоне (т.е. при положительном контрасте при наблюдении). Это достигается, если светильник расположен между водителем и пешеходом, причем его свет падает в направлении движения автомобиля. В зависимости от типа светильников их необходимо располагать на высоте от 50 до 100% стандартной опоры.

Требования к дополнительному освещению пешеходных переходов изложены в стандарте DIN 67523, часть 1. Средняя вертикальная освещенность, позволяющая добиться положительного контраста на фоне дороги, освещенной по DIN 5044, составляет 40 лк в направлении движения над осью перехода. Нижний предел — 5 лк во всех точках допол нительно освещаемой зоны. Точка максимума освещенности должна приходиться на пешехода, находящегося в середине перехода. Чтобы избежать ослепления водителей встречного направления, яркость светильников в их сторону необходимо строго ограничить.

Таким образом, весь комплекс перечисленных требований выполним только при помощи специальных светильников, разработанных для освещения переходов .

Пешеходные зоны и городские площади

Помимо своего основного назначения, наружное освещение в этих местах выполняет еще и эстетическую функцию. Светильники, гармонирующие с окружающей архитектурой, создают особую городскую атмосферу. Несмотря на это обстоятельство, безопасность не стоит приносить в жертву эстетике. Свет должен также способствовать предотвращению преступности и помогать пешеходам заблаговременно обнаруживать потенциальные опасности.

Красиво освещенные пешеходные зоны города привлекают больше людей и тем самым способствуют коммерческому успеху местных магазинов и ресторанов. Данный эффект сохраняется и в светлое время суток при помощи декоративного оформления светильников и опор старого или современного дизайна, подходящих по стилю к архитектуре домов. Дополнительно может использоваться и заливающее освещение.

Средняя горизонтальная освещенность в зонах перемещения пешеходов должна составлять 5 лк. Около крупных магазинов, привле­кающих много людей, ее следует удвоить. В местах пересечения пешеходных зон и улиц с умеренным автомобильным движением требуется освещение, аналогичное пешеходным переходам (вертикальная освещенность 40 лк). Дополнительным преимуществом высокой вертикальной освещенности является ее вклад в предотвращение преступных действий на улице.

Городские парки

Основное назначение наружного освещения в городских парках и садах заключается в обеспечении безопасности людей. Светильники, расположенные вдоль дорожек, подсказывают направление движения и подчеркивают препятствия и опасные места. Не менее важным аспектом безопасности является предотвращение преступлений. Наряду с практическими функциями, парковые светильники играют и декоративную роль, в том числе в светлое время суток. Заливающее освещение прилегающих к дорожкам тер риторий носит исключительно декоративный характер, подчеркивая привлекательность природы.

Уровень освещенности на дорожках зависит от освещения близлежащих зон. Средняя горизонтальная освещенность должна превышать 1 лк. В местах, где имеются неровности или ступеньки, минимальный уровень составляет 5 лк. Рекомендуется также избегать контрастных темных пятен, вызывающих переадаптацию зрения и затрудняющих ориентацию. Вертикальная осве­щенность важна как антикриминальное средство, вдобавок за счет нее снижается чувство психологического дискомфорта людей в удаленных уголках парка.

Простая закономерность размещения парковых светильников выглядит так: чем меньше высота опоры, тем чаще должны устанавливаться светильники. Кроме этого, расстояние между фонарями зависит от формы дорожки и имеющихся препятствий для зрения. Освещение деревьев, клумб, фонтанов и прочих природных объектов не регулируется никакими нормами. При этом наличие неосвещенных зон является даже преимуществом, так как на их фоне лучше воспринимаются подчеркнутые светом объекты.

Не следует также допускать ослепления прожекторами заливающего света прохожих либо светового загрязнения примыкающих к парку жилых районов. Исключить слепящее действие проще всего путем совмещения направления прожекторов и линии наблюдения. Установка прожекторов на правильном расстоянии позволяет избежать излишне глубоких теней на освещаемом объ­екте. Проблема нежелательной засветки окон жилых домов решается более тщательной проработкой проекта паркового освещения.

Требуемая освещенность зависит от желаемой яркости освещаемого объекта, то есть от его цвета и коэффициента отражения. Чем темнее объект и ярче фон, на котором он наблюдается, тем большую освещенность необходимо создать. Особенно выразительные ночные световые картины получаются за счет подбора цветности ламп в зависимости от материала объектов. Натриевые лампы высокого давления заливают светлый камень золотистым цветом и подчеркивают оттенки красноватых листьев. Металлогалогенные лампы особенно подходят для выявления блеска металлических и стеклянных конструкций, а также для подсветки желтой, желто-зеленой, сине-зеленой и темнозеленой листвы.

Крытые и открытые парковки

Основное назначение освещения автостоянок — функциональное, для обеспечения безопасности и ориентации в пространстве. Помимо этого, хорошее освещение с высокой вертикальной освещенностью отпугивает воров, угонщиков и хулиганов.

С точки зрения автомобильного движения зоны въезда и выезда с парковок составляют группу риска. Вероятность аварий снижается при использовании дополнительных све тильников, улучшающих ориентацию водителей и повышающих общую ос­вещенность. В стандарте DIN 67528 предусмотрен дифференцированный подход к различным зонам многоуровневых стоянок. В зонах въезда и выезда средняя горизонтальная освещенность в светлое время суток должна быть не ниже 100 лк при бла­гоприятных для адаптации глаз условиях и не ниже 200 лк в остальных случаях. В ночное время этот уровень не должен падать ниже 30 лк (в местах перемещения автомобилей и пеших людей — 60 лк). Сами места парковки автомобилей должны иметь освещенность не ниже 30 лк, причем это требование распространяется и на прилегающие зоны.

Освещение зон с исключительно пешеходным движением — лестниц, лифтов, платежных касс — оборудуется согласно стандарту DIN 5035 «Внутреннее искусственное освещение», части 1 и 2. Горизонтальная освещенность должна находиться в пределах от 100 до 150 лк. Нормы на аварийное и эвакуационное освещение содержатся в стандартах DIN 5035, часть 5, DIN VDE 0108, части 1 и 6, а также в региональных правилах обустройства гаражей.

По основным направлениям перемещения в зонах подъезда и парковки должна обеспечиваться достаточ- I ная вертикальная освещенность. Для хорошего различения трехмерных объектов средняя полуцилиндрическая освещенность должна составлять не менее 10 лк при горизонтальной освещенности в той же точке 60 лк. Другие факторы, определяющие качество освещения крытых автостоянок, включают равномерность освещения, ограничение слепящего действия светильников и естественного света (на многоуровневых надземных стоянках).

На открытых парковках требуемая горизонтальная освещенность зависит от интенсивности использования стоянки. В стандарте DIN 67528 указан минимальный уровень 15 лк для парковок с интенсивным движением автомобилей и 7 лк для остальных случаев. Полуцилиндрическая освещенность для надежного различения лиц людей и противодействия преступности должна быть не ниже 1 лк. Другие требования также включают ограничения на равномерность и ослепленность.

Тоннели и подземные переходы

Искусственное освещение играет ключевую роль в вопросе безопасности движения в тоннелях. В течение дня вероятность ДТП высока за счет разницы в уровнях яркости дневного света и сравнительно темного пространства тоннеля. Такая переадаптация зрения требует большого зрительного напряжения. Обратный процесс, имеющий место на выезде из тоннеля, менее важен, равно как и момент въезда в освещенный тоннель ночью. Таким образом, освещение этих сооружений должно учитывать адаптивные способности человеческого глаза. Снаружи въезд в тоннель выглядит как черная дыра. Исправить по ложение можно при помощи интенсивного освещения, плавно уменьшающегося в переходной зоне въезда. Для остального тоннеля достаточно сравнительно низкой освещенности. Тем не менее она должна быть несколько выше, чем от обычного уличного освещения, для снижения давящего действия подземного пространства. Перед выездом из тоннеля рекомендуется повышать освещенность для более безопасного перехода к дневному свету.

По всей длине пешеходных переходов рекомендуется поддерживать постоянную высокую освещенность, горизонтальную и вертикальную. Даже короткие пешеходные тоннели нуждаются в интенсивном искусственном освещении, так как они имеют небольшое поперечное сечение и дневной свет в них быстро спадает. Крупные переходы на территории торговых центров или метрополитена не относятся к объектам наружного освещения.

Требования к тоннельному освещению содержатся в документе DIN 67524, части 1 и 2. Для автомобильных тоннелей нормируется яркость в зависимости от интенсивности и скорости движения: от 100 до 250 кд/м2 при 50 км/ч, от 160 до 320 кд/м2 при 80 км/ч и от 250 до 400 кд/м2 при 100 км/ч. Эти параметры относятся к самой дороге и стенам высотой 2 м от земли. Изменение яркости от въезда в тоннель к выезду должно быть согласовано с адаптивными способностями глаз. Регулирование яркости зоны въезда в зависимости от естественной наружной освещенности обеспечивается специальными системами управления с фотодатчиками. Освещение тоннелей должно выполняться профессиональными светотехниками. Так как каждый объект уникален, требования к системам освещения значительно различаются.

 

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.