Уличное функциональное освещениеЧем выше потенциальная аварийность на данном участке дороги в темное время суток, тем больше требуется искусственного света.
Риск возникновения ДТП высок на магистральных дорогах с интенсивным ночным движением, однако вероятность столкновений и наездов еще выше в тех случаях, когда участники движения перемещаются с разными скоростями, то есть представлены автомобилистами, мотоци клистами и пешеходами одновременно. Безопасность на улице непосредственно связана с этими факторами, так как она напрямую зависит от размеров, взаимного рас положения и скоростей движущихся объектов. При определении уровня риска, которому соответствует участок дороги, стандарт DIN 5044 основывается на двух различных группах критериев — интенсивности и организации движения. К первой группе относятся: • наличие или отсутствие встречного движения (а также центральной резервной полосы), • средняя интенсивность ночного движения, • периоды повышенной интенсивности движения, представленные количеством часов в год, в пределах которых превышается средняя транспортная нагрузка на дорогу. Организация движения оценивается по следующим признакам: • планировка поперечного сечения дороги и вид управления уличным движением, взаимная изоляция различных видов участников движения, • расположение дороги в пределах застроенной зоны или вне ее, • наличие доступа извне к произвольным участкам дороги, • наличие или отсутствие неподвижных автомобилей по краям дороги или на обочине, установленных ограничений скорости. Для скоростных шоссе, главных и городских дорог стандартом DIN 5044 нормируются значения яркости . Основной акцент делается на освещении проезжей части. В таблице приведены предписываемые значения. Ln представляет собой номинальное значение яркости, равное среднему по поверхности дороги и за время эксплуатации осветительной установки. Ц — продольная равномерность, равная отношению минимальной и максимальной яркости по линии зрения наблюдателя. Uo — общая равномерность, отношение минимальной яркости рассматриваемого участка к его средней яркости. На местных, вспомогательных дорогах и улицах жилых кварталов, согласно стандарту DIN 5044, должна обеспечиваться нормируемая освещенность. Также рекомендуется, чтобы фасады прилегающих к дороге зданий были освещены аналогично поверхности дороги. Помимо горизонтальной освещенности и равномерности ее распределения, в качестве меры вертикальной освещенности необходимо учитывать также среднюю полуцилиндрическую освещенность. Уровень освещенности пешеходных зон, городских площадей и парковых дорожек должен как минимум соответствовать норме для местных дорог. В случае если возможен интенсивный поток пешеходов, рекомендуется минимальная освещенность 10 лк. Основная цель стандарта DIN 5044 — улучшение зрительных условий для всех людей, пользующихся улицами и дорогами. Успешное выполнение его рекомендаций. обеспечивает правильное восприятие поверхности дороги и ее границ, зон слияния и пересечения дорог, направления движения и возможных препятствий, расположения участников движения и их перемещений. В конечном итоге достигается режим безопасного непрерывного городского движения. Городские улицы и проезды Дороги данной категории требуют адаптации зрительных условий в первую очередь к потребностям автомобилистов. Это означает, что свет должен помогать водителю определить и понять статус дороги, ее направление и границы. Помимо этого, четко различимыми должны быть дорожные знаки, другие автомобили и участники движения, а также препятствия на дороге и возможные опасности со стороны обочин. Свойства дорожной поверхности играют ключевую роль в расчетах яркости. Это происходит потому, что мы можем различить объект, только если его яркость адекватно контрастирует с фоном, в роли которого в данном случае выступает покрытие улицы. Так как более высокая яркость фона означает большую контрастную чувствительность, основной задачей уличного освещения является выделение объектов на фоне дороги. Расположение светильников в установке уличного освещения обеспечивает визуальную ориентацию . Зоны повышенной опасности, такие как примыкания и пересечения дорог и пешеходные переходы, различаются водителями раньше, если оборудованы специальным освещением или выделены светом другой цветности. Если вдоль дороги необходим переход к меньшему уровню освещенности, его делают постепенным, таким образом облегчая переадаптацию глаз к более темному фону, которая происходит дольше, чем обратный процесс. Насколько светлой воспринимается дорога (ее яркость), зависит от расположения наблюдателя, размещения светильников, коэффициента отражения ее покрытия, светового потока ламп и типа светораспределения светильников. Стандартные определения, классификации и методы расчета всех этих факторов содержатся в документе DIN 5044 и других промышленных стандартах аналогичной тематики. Для планирования уличного освещения существуют также расчетные таблицы и компьютерное программное обеспечение. Минимальная яркость покрытия проезжей части лежат в пределах от 0,3 до 2 кд/м2. К другим параметрам, влияющим на качество уличного освещения, относятся общая и продольная равномерность распределения яркости и ограничение на ослепленность, которое выбирается адекватно допустимому пороговому приращению контраста. |