Оглавление
В. Шевченко. Ночь, улица, фонарь…
Камергерский переулок
Доминанты в освещении Столешникова переулка
 

Камергерский переулок

Камергерский переулок, на мой взгляд, наиболее удачно освещенная пешеходная зона Москвы. И в контекстенашей прогулки эта удача характеризуется не столько количеством света, сколько качеством освещения. Просмотритена витрины – даже их световая информация, к счастью довольно скромная по объему и почти не вступающая впротиворечие с элементами архитектурной подсветки зданий, никак не выбивается из общего освещения. Здесь инаходиться куда приятнее, чем на той же Тверской, – нет многочисленных ярких пятен, нет динамической сутолоки,характерной для транспортной магистрали. А как удалось этого добиться? Для общего освещения улицы был примененбелый свет. Существует очевидное правило: пешеходные зоны по эмоциональной окраске – которая создается восновном цветностью света – должны отличаться от транспортных. Желто-золотистый свет натриевых ламп в уличныхсветильниках стал традиционным сопровождением транспортных пространств. А белый колорит, не искажающийцветопередачу лиц и одежды пешеходов, создает совершенно иную – спокойную – атмосферу, подчеркивает «пешеходность»Камергерского переулка.

На Камергерском транспорта нет, и это позволило применить фонари-торшеры с ртутными лампами. Их здесьровно столько, сколько требуется, чтобы сформировать уютную среду для прогулок. Не то что на Старом Арбате, окотором без эпитета «офонаревший» уже и не упоминают. И, кстати, обратите внимание: фасады нескольких зданий наКамергерском в той или иной мере выделяются за счет индивидуальной архитектурной подсветки

 Как быэта улица ни называлась – проезд Художественного театра или Камергерский переулок, самым значительным зданиемздесь был и, конечно, остается МХАТ. Поэтому Комитет по охране памятников архитектуры поставил перед нами задачу:не внедряясь в целостность уникального здания конца XIX века, минимальными средствами создать эффектную системуосвещения. В то время, когда создавался проект, разнообразие осветительных приборов было весьма ограниченным.Бережное отношение к архитектурному ансамблю продиктовало выбор приборов минимальной величины, не портящихобщий вид исторического здания. В «шехтелевских» фонарях установили компактные люминесцентные лампы – неслепящие, менее энергоемкие и более долговечные, чем лампы накаливания. В Москве, кстати, это один из первыхслучаев применения подобных ламп в установках наружного освещения. На фасаде театра для локальной подсветки егопластических деталей установили светильники прожекторного типа с галогенными лампами накаливания. Приоритет былотдан им из-за их небольшого размера. Под козырьками – прожекторы-«кососветы» с металлогалогенными лампами.

Помимо Комитета по охране памятников, к нам обратилось руководство театра – в то время его возглавлялОлег Ефремов – с рядом пожеланий. В частности, просили предусмотреть освещение окон. На втором этаже, гдерасположено фойе, шторы всегда задернуты, что создавало впечатление темного, непривлекательного, пустогопомещения. Поэтому на перемычках окон смонтировали светильники с люминесцентными лампами, которые и создалиэффект освещенного театрального интерьера.

Обратите внимание: перед входом в театр в мостовую «утоплены» два светильника. Подсветка такого типаможет высветить скользящим светом фасад здания. А если поставить достаточно мощные приборы, то при относительнонебольшой высоте карнизов можно было бы осветить и их, что очень важно для создания силуэта. Но в пешеходных зонахзлоупотреблять подземными приборами нельзя – изобилие света, бьющего из-под земли, ослепляет пешеходов. Чеммощнее приборы и чем больше их, тем больший дискомфорт они создают для прохожих.

В освещении переулка использована довольно широкая палитра осветительных приборов. Все они рассчитаныминимум на шесть лет беспрерывной эксплуатации. Допускаю, что во время капитального ремонта осветительных системприборы будут заменены другими – более совершенными, такими, которые изменят общий световой дизайн. Но и сейчасКамергерский переулок привлекает москвичей своей камерностью.

Летом по обе стороны улицы открываются многочисленные уличные ресторанчики и кафе. Расположенные в самомцентре города и в то же время изолированные от шума и грязи транспортной магистрали, они привлекают большоеколичество посетителей. Возможно, Камергерский отберет у Арбата статус лучшей пешеходной зоны Москвы.Согласитесь, он куда интеллигентней, деликатней, аристократичней, что ли. В нем нет «сувенирной» суеты Арбата,ориентированного сугубо на иностранцев, а есть комфортная изысканная простота.



 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.