Страница 1 из 3 Ночь, улица, фонарь... Автор статьи: Вадим ШевченкоПри участии: Николай Щепетков | Камергерский и Столешников – переулки-соседи. И реконструкция, и превращение их в пешеходные зоны проводилась почти одновременно. Сначала Столешников, а к юбилею МХАТа – Камергерский. | Хрестоматийный блоковский образ ночного города «Ночь. Улица. Фонарь…», почти столетие не вызывавший ни укого удивления, сегодня, кажется, стал уже архаичным. Светотехники загримировали город светом, превратив усталоелицо труженицы в обворожительный лик прекрасной Незнакомки. Попробуйте как-нибудь поздним вечером пройтись по пешеходным зонам Москвы. Поначалу завороженные, вывскоре начнете замечать, что искусство «света и тени» проявилось не везде одинаково. Вроде бы один город, один итот же архитектурный стиль, наконец, сами улицы отделяет друг от друга всего сотня метров, а образ одной улицы явноне дотягивает до образа другой. Но в чем причина, почему так произошло, человеку, далекому от секретов светотехники,вряд ли удастся сформулировать. Любопытствующему горожанину наверняка будет интересно взглянуть на работувизажистов-светотехников, вооружившись комментариями специалиста. А потому давайте совершим прогулку поКамергерскому и Столешникову переулкам вместе с Николаем Ивановичем ЩЕПЕТКОВЫМ, возглавляющим мастерскуюархитектурного освещения № 9 Моспроекта-3. Итак, прогулка начинается... Камергерскийи Столешников – переулки-соседи. И реконструкция, и превращение их в пешеходные зоны проводилась почтиодновременно. Сначала Столешников, а к юбилею МХАТа – Камергерский. Проект комплексной реконструкции иблагоустройства Камергерского переулка разрабатывала мастерская № 3 Моспроекта-2 под руководством архитектора М.Л. Фельдмана. Но тема нашей прогулки – освещение, и потому сосредоточимся именно на ней. Качество освещения улицы оценивается по нескольким параметрам: общее освещение фонарями (темная улицаили светлая), индивидуальная подсветка фасадов отдельных объектов или их фрагментов и, наконец, дизайн элементовосветительных установок и систем. Для оценки этих параметров существует определенный набор объективныхпоказателей: уровень освещенности, яркость поверхностей, цветность света. Их гармонизация становится одной из главных задач проектировщика. В вечернем городе есть, правда, еще один элемент световой среды – световая реклама, существующая, ксожалению, абсолютно самостийно, обособленно от той исторической застройки, в которую она внедрена. Заказчикамирекламы выступают фирмы, а для них главный критерий – броскость. Реклама, как яркая заплата на смокинге, должнабыть заметна всем. И явная дисгармония в контексте окружающей архитектурной среды опять же рекламе на руку –визуальный раздражитель отлично запоминается. Увы, создатель световой рекламы вынужден считаться с требованиямизаказчика и практически никогда не согласовывает проект с общей концепцией освещения городских ансамблей. Правда,появилась надежда, что в ближайшем будущем в центре города размещение крупногабаритных рекламных щитов будетстрого ограничено. Впрочем, давайте вернемся к нашим переулкам…
|